Согласно мировым данным, распространенность ХБП в настоящее время составляет не менее 5%. По данным многочисленных исследований, даже незначительное снижение функции почек ассоциировано с увеличением риска сердечно-сосудистой заболеваемости (ССЗ) и смерти. А при переходе ХБП в терминальную почечную недостаточность (ТПН) риск смерти от ССЗ повышается в 10-20 раз.
ХБП способствует развитию катаболического состояния повышенного окислительного стресса, воспаления, токсинемии, что приводит к деградации мышечной ткани и ее истощению. Деградация мышечной ткани приводит к снижению физической активности, инсулинорезистентности, накоплению висцерального жира и повышению риска ССЗ.
По результатам недавних исследований, потеря мышечной массы у мышей способствует прогрессированию почечной недостаточности, а ее поддержание, наоборот, улучшает клинические исходы за счет уменьшения повреждения почек. Однако роль физической активности в замедлении прогрессирования ХБП в ТПН до сих пор не доказана. По результатам одних исследований не выявлено связи физической активности и развития ТПН, по результатам других – ежедневная ходьба приводит к снижению риска ТПН.
Большинство предыдущих исследований пациентов с ХБП подтверждают, что физическая активность способствует снижению общей смертности. Тем не менее, до сих пор остается неясной взаимосвязь «доза-реакция» между физической активностью и смертностью.
Изучить эту связь решили ученые из национального Университета Тайваня. Для этого они провели когортное исследование, в котором наблюдали за 4 508 пациентами с ХБП с 2004 год по 2017 г. Средний возраст пациентов составлял 73 года. Помимо регистрации общего состояния пациента, учитывали вид, частоту и продолжительность физической активности. В качестве физической активности рассматривали: ходьбу, бег, езду на велосипеде, плавание, аэробику, танцы, художественную гимнастику, работу в саду или дворе и т.д. Согласно Компендиуму физической активности, интенсивность каждого вида была преобразована в метаболический эквивалент задачи (МЕТ). Для каждого пациента объем физической активности был рассчитан путем умножения интенсивности (МЕТ), частоты и продолжительности (ч) активности в неделю. Затем пациенты были разделены на 3 группы: высокоактивные – 1714 пациентов (≥7,5 МЕТ- часов в неделю), низкоактивные – 879 пациентов (от 0,1 до <7,5 МЕТ-часов в неделю) и неактивные – 1915 пациентов (0 МЕТ-часов в неделю). Первичной конечной точкой была выбрана смерть, а также развитие ТПН и сердечно-сосудистых исходов.
По результатам исследования, в течение 686 дней наблюдения 739 пациентов умерли, у 1059 развилась ТПН, а у 521 – сердечно-сосудистые осложнения. При этом наименьшую вероятность развития одного из исходов имели пациенты из высокоактивной группы, за ними следовали пациенты из малоактивной и неактивной групп (p<0,001). Также было выявлено, что риск смерти среди пациентов из высокоактивной группы меньше на 38%, риск ТПН – на 17% и риск развития сердечно-сосудистых исходов меньше на 37% по сравнению с пациентами из неактивной группы (p≤0,01). Интересен факт, что риски сердечно-сосудистых исходов не уменьшались после достижения физической активности в 15 MET-часов в неделю.
По мнению авторов, очень важно поддержание физической активности у пациентов с заболеваниями почек. Исследователи призывают к проведению дальнейших исследований для подтверждения парадокса физической активности при ХБП, добавляя, что крайне важно определить верхний предел физической активности, который обеспечит максимальную пользу для пациентов.
https://academic.oup.com/eurjpc/advance-article/doi/10.1093/eurjpc/zwaa162/6163224