Смертность после обширных хирургических вмешательств, не связанных с вмешательством на сердце, в ряде случаев является следствием недиагностированных повреждений миокарда.
Ежегодно в мире проводят более 230 миллионов хирургических операций. Несмотря на успехи медицины риск смерти после обширных оперативных вмешательств остается высоким. В зависимости от состояния пациента и вида процедуры смертность при операциях, не связанных с сердцем, варьирует от 1 до 10%. Предполагается, что сердечно-сосудистые осложнения, особенно периоперационное повреждение/инфаркт миокарда (ППМ), вносят основной вклад примерно в треть этих смертей. При этом клиническая картина данных повреждений отличается от таковой при остром инфаркте миокарда. У большинства пациентов с ППМ отсутствует боль в грудной клетке и другие симптомы острого инфаркта вследствие седации, влияния сильных обезболивающих. ЭКГ в этих случаях неинформативна. Соответственно ППМ часто остается недиагностированным и врачи не назначают необходимую терапию.
Целью данного проспективного исследования стало определение инцидентности, патофизиологии, и долгосрочных исходов периоперационного повреждения миокарда у пациентов, перенесших значимое оперативное вмешательство, не связанное с сердцем.
В исследование были включены 2018 пациентов (медиана возраста 74 года, 42% женщин), которым было запланировано значимое оперативное вмешательство, длительность пребывания которых в стационаре после вмешательства составляла не менее 24 часов и которые были отнесены к группе повышенного сердечно-сосудистого риска. Всего было проведено 2546 операций. Всем пациентам проводили определение уровня кардиального тропонина до и после оперативного вмешательства. ППМ диагностировали при изменении уровня тропонина на 14 нг/л и более.
ППМ было диагностировано после 397 оперативных вмешательств из 2546 (16%). При этом типичные боли в грудной клетке были зафиксированы только у 6% этих пациентов, а другие симптомы ишемии — у 18%. Уровень 30-дневной смертности составил 8,9% (95% ДИ 5,7–12,0) среди пациентов с ППМ по сравнению с 1,5% среди пациентов, у которых не были диагностированы повреждения миокарда (95% ДИ 50,9–2,0) (P<0,001). Было определено скорректированное отношение рисков, которое составило 2,7 (95% ДИ 1,5–4,8). Уровень 30-дневной смертности был сопоставим у пациентов с ППМ, у которых не было каких-либо симптомов и пациентов, у которых был отмечен хотя бы один симптом, указывающий на повреждение миокарда (10,4% vs 8,7%, Р=0,684).
Исследователи сделали вывод, что периоперационное повреждение миокарда — достаточно распространенное явление, которое вносит значимый вклад в послеоперационную смертность.