Новый предиктор прогрессирования болезни Паркинсона

Новый предиктор прогрессирования болезни Паркинсона

Определение содержания легкой цепи нейрофиламентов в сыворотке крови может служить диагностическим маркером и предиктором прогрессирования болезни Паркинсона.

На текущий момент диагноз болезнь Паркинсона (БП) основывается исключительно на клинической картине заболевания. Для постановки диагноза используют критерии Общества БП Великобритании, которые включают диагностику синдрома паркинсонизма, а также критерии, исключающие и подтверждающие БП. Однако их использование дает до 24% ложных диагнозов БП. Поэтому встает вопрос поиска дополнительных маркеров, способных повысить точность диагностики.

В качестве перспективного биомаркера рассматривают легкую цепь нейрофиламентов (ЛЦН). Легкая цепь нейрофиламентов – важнейший компонент цитоскелета нейронов. Это соединение отражает повреждение аксонов при различных нейродегенеративных заболеваниях, поэтому оно не является специфическим маркером. Однако определение уровня ЛНЦ может быть полезно при дифференциальной диагностике БП и других расстройств с паркинсоническими синдромами: нарушения агрегации α-синуклеина, ранней деменции с тельцами Леви, множественной системной атрофии с клинически тяжелыми вегетативными нарушениями и отложением α-синуклеина в глии (а не в нейронах) и т.д.

В течение долгого времени не было ответа на вопрос коррелируют ли уровни ЛНЦ сыворотки крови со значениями ЛНЦ в спинномозговой жидкости. При этом этот момент был достаточно важен для рассмотрения возможности использования ЛНЦ в качестве биомаркеров БП. Чтобы ответить на этот вопрос большая группа исследователей оценила результаты двух независимых исследований, в которых изучали образцы спинномозговой жидкости (проспективное одноцентровое исследование DeNoPa) и образцы сыворотки (проспективное наблюдательное международное многоцентровое исследование PPMI).

В когорте пациентов исследования DeNoPa, самые высокие уровни ЛЦН (839 пг/мл) были зафиксированы у пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, за ними следовали пациенты с БП (562 пг/мл) и здоровые люди (494 пг/мл; P = 0,01).

В отличие от когорты исследования DeNoPa, когорта PPMI включала испытуемых разных возрастов и пола.  После поправки на возраст и пол, базовые уровни ЛНЦ в крови были следующими:

  • самыми высокими у группы с нейродегенеративными заболеваниями (16,23 пг/мл);
  • затем следовала группа с БП, у участников которой подтверждены генетические мутации в гене, ассоциированном с БП (13,36 пг / мл);
  • группа без БП, но у которых есть расстройство поведения во сне в фазе быстрого сна - фактор риска БП (12,20 пг / мл);
  • пациенты с БП (11,73 пг/мл);
  • лица с подтвержденной мутацией в гене, ассоциированном с БП, но без клинических проявлений (11,63 пг / мл);
  • и здоровые участники из контрольной группы (11,05 пг / мл; P<0,0001). 

Результат исследований позволил выявить​ прямую связь между уровнями ЛНЦ в спинномозговой жидкости и сыворотке крови.

Исследователи предупреждают, что несмотря на многообещающие результаты, достигнутые в ходе исследований, преждевременно называть ЛНЦ маркером болезни Паркинсона. Однако уже сейчас ЛНЦ можно рассматривать как вспомогательный диагностический критерий, а новые исследования в будущем помогут точно определить его место в диагностике и прогнозе БП.

https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/mds.28206

Войдите или зарегистрируйтесь.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать публикацию.

Читайте также