«Гений и злодейство — две вещи несовместные»
(А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери).
Еще несколько лет назад вопросы авторского права мало волновали жителей России. Сейчас, когда число судебных дел, связанных с нарушениями авторских прав, растет, становится ясно, что для определенных групп граждан, куда входят и авторы научных работ и научно-популярных текстов, и лекторы, и даже врачи-слушатели лекций, это словосочетание перестает быть пустым звуком.
В странах Европы и США соблюдение авторских прав — явление обыденное. Начиная с XVII века жители этих стран привыкали к тому, что только автор и никто иной может извлекать выгоду из своих изобретений или книг, распространять их, публично пересказывать и т. д. Если же кто-то захочет воспользоваться этими объектами как в личных интересах, так и для приобретения выгоды, то должен прежде получить согласие автора.
Почему же у нас вызывает недоумение необходимость получать разрешение на использование результатов интеллектуального труда, а иногда и платить за них? Профессор Иван Алексеевич Панкеев на своих лекциях объясняет, что за годы существования СССР настолько укоренилось сознание того, что «все вокруг народное, все вокруг мое», что невозможно сразу безболезненно принять, что-то нематериальное, созданное другим человеком, обладает материальной ценностью.
Начиная с 2008 года и до настоящего времени в России правовое регулирование в сфере интеллектуальной деятельности осуществляется на основе четвертой части Гражданского кодекса РФ.
Авторские права распространяются на результаты творческой деятельности, выраженные в любой объективной форме, причем устная и аудиовизуальная формы также признаются объективными.
То есть презентация, видеоролик с записью операции, новая схема или диаграмма, фотография, инфографика, комиксы, хореографические произведения, компьютерные программы — все, что создано творческим трудом, — это объекты авторского права. И то, что мы часто наблюдаем на конгрессах: попытки выпросить слайды у сотрудников технической поддержки, запись выступления на диктофон без согласия лектора или фотографирование слайдов с целью последующей демонстрации — это нарушение авторских прав. Научные статьи, монографии и диссертации также являются объектами авторского права.
Возможно именно здесь читатель захочет махнуть рукой и сказать что-то вроде: «Да ладно, какие могут быть проблемы от использования чужих слайдов?». Проблемы могут быть, и немалые. Начиная с потери уважения коллег, особенно когда факт присвоения чужих данных раскрывается публично, заканчивая немалыми штрафами (от десятков тысяч до сотен тысяч рублей).
В самых серьезных случаях, когда речь идет о значимом ущербе, связанным с незаконным использованием объектов авторского права, дело может закончиться даже тюремным заключением сроком до двух лет (статья 146 Уголовного кодекса РФ).
Пример. Несколько лет назад в перерыве между заседаниями медицинского конгресса известная профессор, по-видимому, сильно уязвленная произошедшим, громко и эмоционально выражала свое недовольство одним из лекторов, обвиняя его в том, что тот использовал ее слайды. Основная доносимая до публики мысль: «Что ж так передирать. Нет бы переделали. Я же душу туда вложила!». Поскольку окружающие знали и профессора, и лектора-похитителя, ситуация получилась очень неловкая.
Из немедицинских историй можно вспомнить громкое разбирательство известного блогера и издательского дома по поводу незаконного использования фотографий, авторство которых принадлежало блогеру. Истцу удалось отсудить огромную сумму за неправомерное использование «всего лишь» сделанных им фотографий.
Выдержка из статьи 1257 ГК РФ: «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано».
Если речь идет о соавторстве, т. е. создании произведения несколькими лицами, то, согласно статье 1258, «Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение».
Какие права есть у автора?
Это личные неимущественные права и исключительные права. Право на авторство и право на имя, а также право на неприкосновенность произведения являются неотчуждаемыми (личными, непередаваемыми): они всегда принадлежат автору и охраняются бессрочно.
Пример. Если некто Иванов написал статью, то уже никогда этот текст нельзя будет подписывать именем Петрова, если это только не псевдоним Иванова. Присвоение чужого авторства (плагиат) карается законом.
Исключительное право, которое включает право на воспроизведение произведения или его части, на публикацию и распространение, сообщение произведения в эфир, перевод, переработку, прокат оригинала и т. д., автор может отчуждать, т. е. передавать другим лицам на своих условиях на любой желаемый срок (по договору, по завещанию). Передавать можно как весь объем прав на произведение (исключительное право), так и отдельные права.
Авторам очень важно читать договор с журналами и издательствами, которые публикуют их статьи или книги. Не сделав этого, автор незаметно для себя может лишиться всех имущественных прав на свое произведение на срок до нескольких лет. Если в договоре написано, что вы передаете исключительное право или права «согласно статье 1270», то это тот самый случай, когда вы передаете все имущественные права на свое произведение третьему лицу. Чтобы избежать такой ситуации, лучше перечислить права, которые вы передаете третьим лицам.
Пример. Можно передать право на воспроизведение своей статьи на русском языке в одном номере периодического печатного издания с последующим его распространением. При этом автор может параллельно демонстрировать все схемы и рисунки из этой статьи в докладах, зачитывать текст статьи в эфире, публиковать и распространять статью онлайн, переводить ее и публиковать в зарубежном издании, перерабатывать, создавая на ее основе новые произведения.
Авторское исключительное право сохраняется в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет ведется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Из этого общего правила есть ряд исключений, при которых срок действия авторских прав пролонгируется.
После смерти автора исключительные авторские права переходят его потомкам, правопреемникам или лицам, которые указаны в завещании как те, кто будет осуществлять охрану авторских прав. Такие «хранители», как прежде сам автор, могут получать доход, например, от продажи экземпляров произведения. Или требовать в судебном порядке денежных выплат от тех, кто авторское право нарушил.
Пример. Издательство, отсчитав 70 лет от смерти автора, публикует произведение без согласования с правопреемниками. Однако именно этот случай попадает в исключения, связанные с пролонгацией срока: автор был репрессирован, затем реабилитирован посмертно, а это значит, что 70 лет отсчитываются с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Итог: нарушение авторских прав и прекрасная возможность для наследников получить немалую денежную компенсацию в суде.
Важно, что при создании произведения автору не требуется как-либо регистрировать права на него, эти права принадлежат ему априори. Однако необходимо помнить, что авторские права не распространяются на идеи, концепции и открытия. Так что, если у кого-то есть некая идея, лучше ее никому не сообщать до тех пор, пока она не станет произведением, т. е. не приобретет какую-то конкретную форму. Закон охраняет преимущественно форму, а не содержание (вспоминается история о том, что известная компания запатентовала электронное устройство (имелся в виду планшет) прямоугольной формы с закругленными углами).
Пример. Можно создать свой слайд, визуализирующий какую-либо идею, факт, явление, даже если эта тема была уже раскрыта у другого лектора. Например, изображение механизма действия: существующий механизм — это факт, а задача человека, который занят подготовкой иллюстрации, — самостоятельно творчески изобразить его. И на это изображение у него будет собственное авторское право.
Итак, произведение создано. Теперь автор может распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе разрешать или запрещать другим лицам использование результата своей интеллектуальной деятельности. Важно: отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Пример. В зарубежных журналах у некоторых рисунков есть подпись «Published with permission of…», т. е. «Опубликовано с согласия…». Это значит, что, чтобы опубликовать чужой рисунок, автор этого произведения запросил разрешение автора рисунка. Что делать в ситуации, если кто-то послал запрос, а ему не ответили? Ответ: публиковать этот рисунок в своей статье/книге/презентации нельзя за исключением случаев, когда в оригинале указано, что перепечатка материала или его фрагментов возможна с указанием ссылки на оригинал и его автора.
Еще несколько примеров распространенных в научных кругах нарушений авторских прав, о которых сами нарушители могут не догадываться.
- Распространение копий публикаций, в том числе не находящихся в публичном доступе. Чаще всего это касается зарубежных статей. Некий доктор скачивает за деньги платную статью и начинает рассылать ее копии всем желающим. Логично, что автор статьи или журнал, которому он передал право на публикацию и распространение, должен был получить деньги с каждого читателя. Поэтому, если подобная ситуация вскроется, иск со стороны правообладателя будет обоснованным. Также нежелательно распространение даже находящихся в открытом доступе публикаций: вы можете поделиться ссылкой, но не текстом.
- Использование в презентациях и статьях «ничейных» картинок из интернета. «Ничейных» картинок не бывает, у каждой есть автор, который, возможно, хочет, чтобы за использование его картинок ему платили деньги. Так что, если нужно изображение, то без оплаты и без получения разрешения взять его можно только на специализированных бесплатных фотостоках.
- Использование больших фрагментов чужого текста в своих научных трудах, оправдывая это цитированием.
Сейчас споры об авторских правах и их нарушениях набирают популярность в том числе из-за возможности получения денежных компенсаций пострадавшей стороной. Так что, казалось бы, «невинное» присвоение интеллектуальной собственности становится все более опасным занятием.
Самый лучший способ создания произведений — создание от души, не прибегая к заимствованиям.