Тренинг с применением VR-технологий для пациентов с нарушением моторной функции верхних конечностей после инсульта не отличается по эффективности от стандартных методик.
Целью исследования, опубликованного в журнале Neurology, стало сравнение эффективности тренировочных программ, направленных на реабилитацию пациентов с нарушениями функции верхних конечностей вследствие инсульта.
По дизайну это было рандомизированное контролируемое слепое мультицентровое исследование III фазы. В исследование были включены 120 пациентов с нарушением моторной функции верхних конечностей из 5 реабилитационных клиник. Длительность периода с момента инсульта до включения в исследование не превышало 12 недель. Пациенты были рандомизированы в группы тренинга с применением виртуальной реальности (VR) или стандартных упражнений (группа контроля) в рамках программы реабилитации. Пациентов стратифицировали в зависимости от тяжести пареза.
Тренинг состоял как минимум из шестнадцати 60-минутных занятий в течение 4 недель. Первичной конечной точкой служила динамика результатов Теста определения активности рук (Action Research Arm Test (ARAT)). Пациентов обследовали до начала тренингов, сразу после их завершения и через 3 месяца.
Средняя длительность периода с момента инсульта до включения в исследование составила 35 дней для группы VR и 34 дня для группы контроля. Различий в исследуемых показателях между группами определено не было. Моторная функция, согласно результатам ARAT, в группе VR улучшилась на 12 пунктов сразу после тренинга и через 3 месяца достигла разницы в 17 пунктов относительно первоначально измерения. В контрольной группе эти показатели составили 13 и 17 соответственно. Различий при сравнении подгрупп в зависимости от тяжести пареза также не было выявлено.
Исследователи сделали вывод, что эффективность тренинга с использованием VR не отличается от таковой при стандартном наборе упражнений. Однако мотивация к занятиям с применением VR-технологий может быть выше.