Стрессы, которые человек испытывает в детстве и, особенно, в подростковом периоде ведут к изменению развития головного мозга.
Исследования на животных и с участием людей ранее продемонстрировали, что травмирующие события, произошедшие на раннем этапе жизни, а также частые стрессовые ситуации в подростковом возрасте влияют на нервно-психическое развитие. Однако до сих пор остается неясным, как именно эти причины влияют на нейропсихическое созревание.
В исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале Nature, приняли участие 37 здоровых подростков. Основной величиной, которую оценивали в ходе работы, был объем серого вещества головного мозга. Целью исследования стало установление взаимосвязи между стрессовыми событиями ранних лет жизни (0–5 лет) и длительных стрессов в подростковом возрасте (связанных с социальной средой) и объемом серого вещества.
Стрессовые события в раннем периоде жизни оказались связанными с более быстрым созреванием области префронтальной коры, миндалевидного тела и других подкорковых структур в подростковом возрасте. Напротив, длительные стрессы, связанные с социальной средой, в подростковом возрасте приводили к замедлению созревания гиппокампа, парагиппокампа, префронтальной и передней поясной коры.
Таким образом именно период жизни, когда человек испытывает сильный стресс, является важным условием, определяющим возможные изменения развития головного мозга. Особое внимание авторы обращают на то, что нарушения созревания некоторых структур мозга у подростков могут повысить риск развития психопатологии в более поздней жизни. Например, задержка развития коры мозга в области передней поясной извилины связано с появлением антисоциальных черт — ювенильных предшественников психопатий.
https://www.nature.com/articles/s41598-018-27439-5