Специфические биохимические изменения у пациентов с шизофренией можно выявить при помощи теста с ниацином.
Отсутствие специфических клинических признаков зачастую затрудняет диагностику шизофрении и до сих пор не позволяет объяснить патогенез заболевания, поэтому поиск объективных маркеров этого заболевания продолжается.
Целью исследования стала оценка возможности использования ниацин-индуцированной гиперемии как специфического маркера биохимических изменений, характерных при шизофрении.
Набор пациентов с шизофренией и аффективными расстройствами проводили на базе госпиталя одной из провинций Китая. Всего в исследовании приняли участие 163 пациента с шизофренией, 63 с аффективными расстройствами и 63 здоровых добровольца (группа контроля).
Водный раствор метилникотината для исследования готовили в 4-х концентрациях (0,1, 0,01, 0,001 и 0,0001 M). Затем кусочки фильтровальной бумаги, пропитанной раствором прикладывали на 1 минуту к коже предплечий участников исследования. Результаты фиксировали через 5, 10, 15 и 20 минут после удаления бумаги.
Еще в 1980 Horrobin обнаружил, что пациентам с шизофренией требуется значимо большая доза ниацина для того, чтобы вызвать гиперемию кожи, по сравнению со здоровыми людьми. Медиатором индуцированной ниацином гиперемии является рецептор, связывающий G-белок. Такие рецепторы (HCA2, GPR109A or HM74a) экспрессируются на кератиноцитах и эпидермальных иммунных клетках, например, клетках Лангерганса. Когда ниацин связывается с HCA2-рецептором, активируется фосфолипаза 2 и гидролизирует фосфолипиды клеточных мембран. Этот процесс сопровождается выбросом арахидоновой кислоты, что в итоге приводит к вазодилатации и покраснению кожи.
В результате исследования было обнаружено, реакция на ниацин значимо отличается у пациентов с шизофренией: более, чем у 30% пациентов для развития гиперемии требовались значительно более высокие концентрации ниацина по сравнению со здоровыми людьми и пациентами с аффективными расстройствами.
Исследователи высказывают предположение, что полученные результаты могут отражать специфическое нарушение состава жирных кислот в мембранах клеток у пациентов с шизофренией.