Ограничение доступа к Интернету сказывается на психологическом благополучии детей.
Во многих исследованиях прослеживается мысль о том, что длительное нахождение детей в Интернете может негативно сказываться на общении с семьей и друзьями, а также подрывать психическое здоровье. Эти результаты широко освещались в СМИ, что подкрепило мнение общественности о глобальной Сети как о «вредоносной силе». Так, более 60% родителей беспокоятся, что их дети проводят слишком много времени в Интернете, поэтому ограничивают к нему доступ всеми возможными способами.
Действительно ли сокращение «экранного времени» так полезно? По словам ученых из Университета штата Мичиган в исследованиях влияния «онлайн-активности» на психологическое благополучие можно выделить ряд недостатков. Упускается важный момент: Интернет плотно интегрировался в молодежную культуру и включился в процессы социализации, формирования идентичности и самооценки детей. Кроме того, игнорируется потенциальный вред от возможных ограничений.
Если предполагаемое негативное влияние от чрезмерного или умеренного времяпрепровождения в интернете преувеличивается, то рекомендация по ограничению доступа к сети может вызвать проблемы: повысить риск ухудшения психологического благополучия, в частности самооценки.
Для проверки этой гипотезы ученые во главе с Keith N. Hampton провели опрос среди 3 258 подростов и оценили взаимосвязь между самооценкой и степенью активности в Интернете. В результате были получены интересные данные. Снижение самооценки наблюдалось:
- у подростков, родители которых ограничивают доступ к Интернету;
- у мальчиков-подростков с медленным Интернетом / отсутствием доступа к Интернету дома.
Кроме того, оказалось, что подростки, которые проводят больше времени в социальных сетях, уделяют больше времени занятиям спортом, а также времяпрепровождению с друзьями (~21 мин на каждый час общения в социальных сетях) и с семьей (~2 мин на каждый час).
Ученые отмечают, что «демонизация» времени нахождения в Интернете может создать проблемы для психологического благополучия детей. Тактика родителей должна заключаться не на ограничениях, а в поучительном посредничестве – подходе, основанном на пояснении подросткам рисков некорректных действий в Сети (кибербуллинга, секстинга и т. п.).
Источник: doi.org/10.1177/0894439322111746