Бариатрическая хирургия: между надеждой и опасностью

Бариатрическая хирургия: между надеждой и опасностью

Неопределённый профиль безопасности, частое развитие стойкого дефицита витаминов и микроэлементов, необходимость наблюдения мультидисциплинарной командой специалистов ограничивают возможность внедрения метаболической хирургии в качестве распространенного способа лечения морбидного ожирения у подростков.

Ожирение приобретает масштабы глобальной эпидемии. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Lancet, в 2022 г. более 1 млрд человек страдали ожирением. По данным ВОЗ, распространённость ожирения среди подростков продолжает расти во всем мире: в 1990 г. она составляла 31 млн человек, а в 2022 г. – 160 млн.

В качестве лечения тяжёлого ожирения у взрослых применяется бариатрическая хирургия (БХ). В настоящее время наиболее часто применяются две разновидности операций: лапароскопическое шунтирование желудка по Ру (RYGB) и лапароскопическая рукавная резекция желудка (SG).

РКИ у взрослых пациентов демонстрируют долгосрочное снижение веса, улучшение кардиометаболических факторов риска и снижение частоты ССЗ, рака и смертности. Однако, применение БХ у подростков остаётся предметом научных дискуссий и требует дальнейших исследований.

В одном из крупнейших многоцентровых исследований (Teen-LABS) продемонстрировано уменьшение кардиометаболических рисков на фоне БХ. Через 5 лет после RYGB у большинства участников наблюдалось улучшение состояния, а также снижение распространённости артериальной гипертензии и СД2.

Однако отмечено, что несмотря на преимущества, хирургические методы лечения тяжёлого ожирения сопряжены с рисками:

  • Дефицит витаминов и минералов (витамин B12, железо, кальций, витамин D). Эти изменения требуют пожизненного мониторинга состояния здоровья и дополнительной нутритивной поддержки.
  • Серьёзную тревогу вызывает снижение минеральной плотности костей, что особенно опасно в период активного роста подростка и связано с риском переломов в будущем.
  • Повышение вероятности гастроэзофагеального рефлюкса после рукавной гастроэктомии и риск хронического эзофагита и осложнений, таких как пищевод Барретта и дисплазии пищевода.

Нарушения пищевого поведения до и после операции нередко ухудшают результаты лечения, что подчёркивает необходимость интеграции психологической поддержки в программу лечения. Кроме того, психологическая и социальная уязвимость подростков с тяжёлым ожирением требует особого внимания. Часто у таких пациентов выявляются депрессия, тревожные состояния.

Хирургическое лечение тяжёлого ожирения у подростков рассматривается как часть комплексной терапии, но требует взвешенного и индивидуального подхода, подкреплённого постоянным мониторингом для достижения оптимального результата терапии и минимизации возможных рисков.

RYGB — шунтирование желудка по Ру;

SG — рукавная резекция желудка;

БХ — бариатрическая хирургия;

РКИ — рандомизированные клинические исследования;

СД2 — сахарный диабет 2-го типа;

ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания.


Источники:

https://www.medscape.com/s/viewarticle/995815

https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(24)02097-X/fulltext

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight

https://news.un.org/ru/story/2024/02/1449977

Войдите или зарегистрируйтесь.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать публикацию.

Читайте также