Введение особого гормона опьяневшим мышам приводит к быстрому восстановлению у них сознания, моторики и координации движений.
Многие животные получают значительную часть калорий из плодов, содержащих моно- и дисахариды. Однако при естественном брожении этих плодов образуется этанол, и когда животные потребляют такие плоды, у них развивается алкогольная интоксикация.
В последние 10 лет было установлено, что в защите от метаболических стрессорных факторов, к которым относятся голодание, потребление простых сахаров и алкоголя, принимает участие пептидный гормон FGF21, который вырабатывается в печени. В опытах на мышах было обнаружено, что FGF21 способен проникать через гематоэнцефалический барьер и активировать гетеромерные рецепторы мозга, что снижает у животных интерес к этанолу и стимулирует потребление жидкости для предотвращения дегидратации. В проведенных исследованиях было отмечено, что гормон может помочь защитить организм от токсического воздействия спиртных напитков, подавляя желание их употреблять.
Эти результаты заставили группу ученых из UT Southwestern Medical Center, США задуматься, играет ли гормон FGF21 роль в восстановлении после приема большого количества алкоголя. Команда ввела через зонд по пять граммов этанола на килограмм массы тела обычным мышам (соответствует сильному опьянению у человека) и мышам без рабочих копий гена гормона (Fgf21−/−), т. е. не способных продуцировать FGF21. После этого у животных регистрировали динамику выраженности установочного рефлекса (восстановление нормальной позы после переворачивания, стандартный маркер опьянения).
Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell Metabolism. Было выявлено, что животные из обеих групп утратили рефлекс через 15–20 минут, но у мышей без рабочих копий гена гормона его восстановление происходило примерно на 1,5 часа медленнее, чем у обычных. При этом скорость снижения концентраций спирта в плазме крови и цереброспинальной жидкости у них значимо не различалась. Был сделан вывод о том, что FGF21 защищает от утраты рефлекса, вызванной этанолом, при этом не влияя на концентрацию этанола в организме.
На следующем этапе обычным мышам вводили ту же дозу этанола. Когда мыши теряли сознание, ученые делали внутрибрюшную инъекцию рекомбинантного FGF21 части из них. По итогу установочный рефлекс восстанавливался в среднем на 1,5 часа раньше среди мышей, кому был введен рекомбинантный FGF21. При этом данный эффект наблюдался и у Fgf21−/− мышей. При проведении экспериментов с другими психоактивными препаратами подобных результатов добиться не удалось.
По мнению авторов, это открытие служит перспективной областью для селективной фармакотерапии нарушений координации и сознания при остром алкогольном отравлении.
Источник: www.cell.com/cell-metabolism/fulltext/S1550-4131(23)00041-4#%20