Медицинская статистика: просто о сложном. Для тех, кто ищет эффективные пути лечения пациентов

Принять участие
Смотреть демо

Цель:
Научить оценивать клиническую эффективность воздействий, используя качественные признаки.

Задачи:

  • Правильно формулировать вопрос клинического исследования или вопроса для поиска в научной литературе с целью дальнейшего планирования статистических методов обработки.
  • Знать основные виды клинических исследований, их плюсы и минусы, возможность применения для достижения поставленных целей исследования. Знать основные приемы рандомизации.
  • Знать значение понятий исхода, первичных и вторичных, жестких и мягких конечных точек в клинических исследованиях. Знать классификацию признаков, понятия дихотомических признаков, инцидентности и рисков.
  • Знать определение, смысл и возможности применения стандартной ошибки, стандартного отклонения, доверительного интервала.
  • Знать понятия нулевой и альтернативной гипотез, общего принципа использования статистических критериев, ошибки I рода, уровня значимости.
  • Знать принципы выбора критерия для сравнения качественных признаков. Уметь применять критерий Хи-квадрат с учетом возможных ограничений. Знать и использовать поправку Йетса, точного критерия Фишера.
  • Знать дополнительные характеристики риска и их значения для оценки клинической значимости. Понимать различия между рисками и шансами, возможностью их применения.
  • Знать, что такое ошибка II рода и связанные с ней ошибки интерпретации результатов клинических исследований. Уметь определять необходимый объем выборки для одной группы (вручную или с помощью статистического калькулятора), определение объема группы сравнения для клинических исследований.

Профессорско-преподавательский состав

Бражников Алексей Юрьевич
Руководитель программы:

Бражников Алексей Юрьевич

К.м.н., доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела психосоматической медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

Отзывы и комментарии

Просмотреть все (9)

Модули программы обучения

Зачем нужна статистика в медицине. Формулирование клинического вопроса

МОДУЛЬ 1 Продолжительность: 14 минут

Цель: Обоснование необходимости статистической оценки результатов исследований, формирование понимания основного вопроса статистики.
Задачи: правильно формулировать вопрос клинического исследования или вопроса для поиска в научной литературе с целью дальнейшего планирования статистических методов обработки.

Планируем дизайн исследования

МОДУЛЬ 2 Продолжительность: 24 минуты

Цель: Умение создавать правильный дизайн исследования
Задачи: знать основные виды клинических исследований, их плюсы и минусы, возможность применения для достижения поставленных целей исследования. Знать основные приемы рандомизации.

От исхода к риску

МОДУЛЬ 3 Продолжительность: 19 минут

Цель: Понимание связи эффективности с исходами и рисками.
Задачи: знать значение понятий исхода, первичных и вторичных, жестких и мягких конечных точек в клинических исследованиях. Знать классификацию признаков, понятия дихотомических признаков, инцидентности и рисков.

От исхода в группе к риску в популяции: стандартная ошибка, стандартное отклонение, доверительный интервал

МОДУЛЬ 4 Продолжительность: 23 минуты

Цель: Знание основных параметров, характеризующих выборку.
Задачи: знать определение, смысл и возможности применения стандартной ошибки, стандартного отклонения, доверительного интервала

Сравнение рисков

МОДУЛЬ 5 Продолжительность: 13 минут

Цель: Знакомство с основными понятиями оценки статистических различий
Задачи: знать понятия нулевой и альтернативной гипотез, общего принципа использования статистических критериев, ошибки I рода, уровня значимости.

Выбор критерия

МОДУЛЬ 6 Продолжительность: 16 минут

Цель: Знание возможностей оценки статистической значимости различий частот
Задачи: знать принципы выбора критерия для сравнения качественных признаков. Уметь применять критерий Хи-квадрат с учетом возможных ограничений. Знать и использовать поправку Йетса, точного критерия Фишера

Клиническая значимость

МОДУЛЬ 7 Продолжительность: 27 минут

Цель: Знание оценки клинической значимости с использованием характеристик риска.
Задачи: знать дополнительные характеристики риска и их значения для оценки клинической значимости. Понимать различия между рисками и шансами, возможностью их применения.

Ошибка II рода и объем выборки

МОДУЛЬ 8 Продолжительность: 17 минут

Цель: знание определения объема выборки с учетом допустимых уровней ошибок I и II рода
Задачи: Знать, что такое ошибка II рода и связанные с ней ошибки интерпретации результатов клинических исследований. Уметь определять необходимый объем выборки для одной группы (вручную или с помощью статистического калькулятора), определение объема группы сравнения для клинических исследований